Арбитражный суд Алтайского края полностью удовлетворил иск комитета по управлению муниципальной собственностью Барнаула, который требовал вернуть ему 10 больших автобусов, находившиеся в пользовании у кризисного пассажироперевозчика ОАО «БарнаулПассажирТранс» (БПТ), недавно лишившегося всех своих маршрутов. Как следует из резолютивной части решения, опубликованной на сайте суда, компания, в отношении которой сейчас введена процедура наблюдения, задолжала муниципалитету почти 1 млн рублей по договору аренды этих транспортных средств.
Договор был заключен еще 10 лет назад — 15 февраля 2010 года. Его положения в материалах дела не раскрываются, указано лишь, что по нему БПТ задолжал 970 тысяч рублей. В конце декабря 2019 года чиновники обратились в суд с требованием заплатить им эту сумму, а заодно и вернуть арендованный транспорт. Речь идет о 10 больших городских автобусах «ЛиАЗ», из которых два — полунизкопольные и предназначены для перевозки инвалидов. Остальные — классические представители марки на 23 сидячих места (110 вместе со стоячими). Любопытно, что горожане отмечали, что количество такого транспорта на городских маршрутах в последнее время уменьшилось.
В итоге суд 14 февраля постановил взыскать сумму задолженности по договору аренды. Еще 28 тысяч рублей общество будет обязано выплатить в пользу федерального бюджета. Также, в соответствии с вердиктом, десяток автобусов «ЛиАЗ» БПТ обязано вернуть в муниципалитет в течение четырех дней после вступления вердикта в законную силу. На пятый день ОАО будет обязано заплатить за «просрочку» 5 тысяч рублей. За просрочку в 10 дней компании придется заплатить уже 10 тысяч рублей, опоздание на 20 дней будет стоить 20 тысяч рублей и т.д. Если возврат окажется просрочен более, чем на 30 дней, то за каждый последующий месяц будет начисляться компенсация в размере 50 тысяч рублей. Решение пока не вступило в законную силу, у БПТ остается право оспорить вердикт в вышестоящей инстанции.
Стоит заметить, что финансовые обязательства БПТ перед администрацией Барнаула в части выплаты задолженности, судя по всему, войдут в реестр требований кредиторов, поскольку на данный момент на предприятии уже введена процедура наблюдения. События развиваются так, что юрлицо с большой вероятностью может стать банкротом.
В пресс-службе барнаульской мэрии пообещали уточнить, на каких именно городских маршрутах работали указанные автобусы, и выходили ли они из парка вообще. ИА «Банкфакс» направило письменный запрос в адрес горадминистрации. Вместе с тем стоит упомянуть, что в августе 2019 года арбитраж вынес решение по иску барнаульской компании «ПромСтройСервис» (ПСС), которая требовала взыскать с БПТ задолженность по договору аренды. В договоре, как указано в документах суда, речь также шла об аренде техники. Уже звучало мнение о том, что БПТ на маршрутах пользовалось в основном чужой техникой, и имущества в конкурсной массе должника не хватит для удовлетворения требований кредиторов.
ПСС начиная с января 2020 года стал обслуживать три маршрута перевозчика по муниципальному контракту. При этом ряд фактов косвенно указывают на возможную связь двух компаний. К примеру, единственный учредитель «ПромСтройСервиса» Павел Маркелов упоминался в СМИ в качестве инженера «БарнаулПассажирТранса». ПСС зарегистрировано в Барнауле на улице Кулагина, 6. Здесь же находится ЗАО «Компания «Сибирьавтоцентр», гендиректором которой является депутат гордумы Барнаула Валерий Касплер. Это общество является учредителем БПТ, а мундепа называют конечным собственником транспортной фирмы. Из этой информации можно сделать вывод, что бенефициары БПТ не потеряли контроль над рынком, несмотря на все претензии горожан к подвижному составу и поведению водителей. Указанные обстоятельства также дают основания предполагать, что компания вошла в контролируемое банкротство.
Напомним, что в отношении «БарнаулПассажирТранс» в алтайском арбитраже идет разбирательство о банкротстве по иску Людмилы Вшивцевой. Уже с конца 2018 года предприятие демонстрировало свою финансовую неустойчивость. На финансовые проблемы косвенно указывали проблемы на маршрутах, которые обслуживал перевозчик: вместимость и количество автобусов на них неоднократно снижались. Администрация краевого центра даже грозила расторгнуть контракт с БПТ из-за того, что компания самовольно снимает автобусы с популярных маршрутов № 1 и 10 и переводит их на садоводческие направления. Также стоит упомянуть, что между БПТ и горадминистрацией также существует конфликт по поводу выплат за арендуемую у муниципалитета недвижимость, который сейчас рассматривает суд.
Отметим, что барнаульские общественники ранее требовали краевую прокуратуру проверить городских перевозчиков и деятельность комитета по дорожному хозяйству. Соответствующее обращение они направили в октябре прошлого года. Какая реакция последовала от надзорного органа, неизвестно.