Если ребёнок грызёт ногти
Очень часто задаваемый вопрос: «Что делать, мой ребенок грызет ногти?» Подобные навязчивые действия вызваны тревожным состоянием ребёнка. И скорее причина тревоги в отношениях в семье или с мамой.
Ребёнок- зеркало. Мы, взрослые, можем подавить, сдержать страх, злость, переключиться, в конце концов. А дитё все считывает, как бы мы это не прятали. Как ему справиться со своими эмоциями, а если в добавок ещё и родителя «грузят» ребёнка своими нерешёнными проблемами? В его возрасте не развиты настолько функции самоконтроля. Как может, так и справляется. начинает грызть ногти.
Мы рассмотрим все причины обгрызания ногтей у детей и подростков. От самых простых – как следствие бытовых ситуаций, до более серьезных и сложных — психологических.
- Держа палец во рту, ребёнок возвращается на более ранние стадии психического развития, так он справляется со стрессом. Он как бы хочет сказать, что в каком-то смысле еще не готов к более взрослой жизни или тем событиям, что сейчас происходят в его жизни. Тот же самый концерт в садике может у ребёнка вызывать переживания и тогда он автоматически берёт пальцы в рот – сосёт их или грызёт ногти.
- Стеснение, изучение чего-то нового, новые знакомства, места, события.
- Если в семье кто-то грызёт ногти или отрывает заусенцы. Копирует поведение важного члена семьи.
- Длинные, не стриженные во время ногти.
В других, более серьезных случаях, причина обгрызать ногти это психоэмоциональное напряжение ребёнка или подростка. Давайте рассмотрим причины этого напряжения более подробно:
- Как способ дать выход накопившейся агрессии. Но агрессии на самого себя. Если ребёнок находится длительное время в стрессе, под давлением родителей, в жёстких рамках ограничений, то накапливающиеся эмоции должны иметь выход. А куда он их может позволить себе выдать, если кругом запреты на проявления чувств? Конечно! На самого себя. Это и называется аутоагрессией.
- Ребёнок может бессознательно иметь цель злить родителей, сгрызая ногти до болячек, мстить им за что-то.
- Привлекать внимание мамы своим плохим, запретным поведением. Мысли ребёнка могут звучать так: «Если мама думает и говорит, что я плохой, тупой, то я так и буду себя вести – грызть, ломать, драться… И хотя бы так, через плохое поведение, мама будет на меня обращать внимание». Дорогие мамы и папы! Обратите на это особое внимание – ребёнок будет тем, кем вы его назовёте. Как с именем корабля…
Вдобавок, мы понимаем, что родителей этот акт обгрызания ногтей и заусениц очень злит. Возможно, родители видят в этом НЕПРАВИЛЬНОСТЬ: «Так ведь нельзя!», видят в этом слабость своего ребёнка, что он с чем-то не справляется и ведёт себя не так, как им бы хотелось. А на деле ребёнок отражает лишь то, с чем не справляется сама семейная система – мама, папа, бабушки и дедушки. Например: в семье принято не решать конфликты, не говорить о своих потребностях, желаниях, чувствах, а молчать о больном или ссориться, решать вопросы на повышенных интонациях, с криком, матом, битьем друг друга и пр.
Угрозы, наказания и все другие похожие приемы тут абсолютно не рекомендуются! Не делайте никаких замечаний ребенку, никаких кличек, обзываний.
В чем решение? Как себя вести?
Более простые ситуации и способы решения:
- Мазать ногти горчицей, зелёнкой, горьким лаком – возможно и поможет, если это для ребёнка не является очень помогающим способом снизить тревогу. Т.е. если для ребёнка грызть ногти очень важно для его психологического состояния, то навряд ли его эти средства остановят. И другой момент. Если только запрещать грызть ногти и не давать выходу его тревоги, не менять отношения в семье – это внутренне напряжение ребёнка трансформируется в иное нарушение – психосоматику, нарушение сна, аппетита, эмоциональные проблемы и прочее.
- Сходить в салон красоты и сделать маникюр. Кому-то помогает. Почему бы и нет…
- Возможна помощь в разъяснении ребёнку про микробов. Но не делайте из этого фильм ужасов с историей про поедание тебя червяками изнутри. От таких «добрых, поучительных» историй будет только хуже.
Если выше указанное не даёт своего устойчивого решения, то следует прибегнуть к более сложным для родителей работам, их делать не единоразово. Любую ситуацию улучшаем в комплексе, т.е. используйте не один способ, а сразу несколько. И долгое время, что бы достигнутый результат сохранить.
· Переключайте внимание. Дайте игрушку, пластилин, тесто, змейку-рубик, бумагу, фольгу, то, что для сенсорики именно ВАШЕГО ребенка будет приятно.
· выделите для ребенка грызлик. И условие: он грызет не ногти, а грызлик и только 10-15 минут. И если потребность оральная столь большая, пусть грызет дольше и чаще. Но со временем, вы увидите, что это время сокращается. Т.е.грызть МОЖНО, но не ногти. ))))
- В момент самого процесса – не заостряёте на этом внимание, а мягко, можно даже без слов, дать тихонечко в его руки что-то другое – морковь!
· снимайте общую тревожность. Говорим спокойно, тихо. Минимизируем телефон и телевизор. Соблюдаем режим дня. Ребенок должен спать по 10 часов в сутки. Гуляем больше. Активные игры на улице.
· в 3 года уже можно рассуждать с ребенком на тему сгрызанных ногтей. Задавать ему вопросы: — как ты думаешь, что мы можем сделать, что бы ты перестал грызть ногти?
— что тебе может в этом помочь? Какой герой из мультиков, сказок станет твоим помощником и будет напоминать тебе? Можно его СОВМЕСТНО нарисовать, вылепить, вырезать, придумать что-то своё. Разместить этого помощника на видном месте и вы как родитель обращайтесь к нему: «Леопольд, смотри, Машеньке нужна твоя помощь! Доча, что тебе может подсказать Леопольд?»
— как ты можешь себя останавливать?
— что тебе может в этом помочь?
— какой сигнал мы можем придумать, что бы он тебе помогал вспомнить и остановиться? Заняться другим делом?
Возможно вы возразите, что это не понятно ребёнку! Возможно. но Вам важно научиться задавать ему вопросы так, что бы он чувствовал себя человеком, который РЕШАЕТ, а не исполняет ваши указания. И тогда он уже не ведомый, а сам может со стороны посмотреть на свои привычки. Да, это сложнее и дольше. Вам придётся побыть изобретателем новых вопросов и уметь работать с возражениями ребёнка. Иной раз родители жалуются, что им не хватает слов и доводов, как отвечать на его новые вопросы и хитрые ходы)))
· работа с песком, глиной для снятия тревожности. Сказкотерапия. Проигрывание ролей, рассуждения на тему сказки.
- Больше мягкого, тёплого телесного контакта.
- Уметь выдерживать детские капризы и истерики.
- Важно, что бы ребёнок чувствовал вас как друга, партнёра в этот момент, а не агрессора или дрессировщика, который выдаёт команды: «Убери руки!».
- В своих разговорах с ребёнком, мы обращаем внимание не на то. Что нельзя грызть ногти, а на то, что мы их попытаемся отрастить красивыми! И обязательно хвалим за даже один красивый, ровный ноготок!
- Договоритесь с ребёнком о поощрении. Какую ты хотела бы игрушку или совместный поход в зоопарк? За первых два красивых ноготка? Далее другой подарок, за следующие уже 5 ноготков и т.к. На практике этот ход даёт гораздо большие результаты, ребёнок уже к первому подарку может не грызть и по 5-7 ногтей.
- Обязательно подкрепляёте ребёнка, хвалите при бабушках, дедушках. Пусть он знает, что он любим и хорош для своих родителей даже со сгрызанными ногтями.
И помните: изменить негативное поведение легче, чем исключить его!