Представление о наиболее богато орнаментированных шелковых тканях среднеазиатского производства получено благодаря недавно сделанному открытию — надписи на одной из музейных тканей, хранящихся в Юи (Бельгия). Надпись, сделанная на согдийском языке, указывает название ткани — занданачи (по названию поселения вблизи Бухары — Зандана, хорошо известного центра текстильного производства в мусульманское время). Исходя из этой надписи, известный специалист по древним тканям Д. Шеперд определила как занданачи большую группу древних тканей, хранящихся в разных музеях Западной Европы, раньше признававшихся сасанидскими, а также и некоторые образцы тканей из находок в Дун-Хуане (Беленицкий, Бентович, 1961).
Если вам понадобиться ткань перл-шифон Сhampagne, рекомендуем перейти по ссылке http://goldystex.com.ua/tkani-dlya-balnykh-tantsev-i-sporta/perl-shifon-chrisanne/perl-shifon-shampagne. Компания «Goldys» предлагает огромный ассортимент качественных тканей от ведущих мировых и украинских производителей.
Аналогичные ткани были обнаружены археологическими раскопками и на Северном Кавказе (Иерусалимская, 1967). Все они датируются VI — VIII вв.
Ткани занданачи имеют определенные особенности. Композиция узора состоит из медальонов, расположенных горизонтальными рядами. Промежутки между медальонами заполнены растительными мотивами. Внутри медальона рисунок дан в симметричном зеркальном удвоении;, осью рисунка является дерево или полупальметта. Другая композиция — вписанные друг в друга квадраты, ромбы, круги, геометризиро- ванные цветы и иные мотивы.
Сюжеты узоров разнообразны: львы, кони, всадники, слоны, птицы, олени и т. д. Эти сюжеты связаны с византийским и сасанидским шелкоткачеством. В согдийских тканях наиболее распространены козероги, кони, олени.
По технике ткани занданачи — сложная двухосновная уточная саржа. Д. Шеперд отметила некоторые особенности: грубый уток, особая кромка и характерные цвета (золотистый, бежевый, белый, темно-синий, красный и зеленый) при плохих красителях. Очень существенным отличием занданачи является почти всегда некрученая нить (Иерусалимская, 1967).
Данные об орнаментах тканей в значительной степени дополняются за счет изображений одежды на стенных росписях Балалык-Тепе, Варахши, Пенджикента и Афрасиаба. Следует учесть, что изображена в большинстве случаев парадная одежда. Ее мы видим на участниках приемов, выездов, пиров и т. п. В Пенджикенте, однако, имеются изображения людей и в более простых, обычно однотонных одеяниях.