Дочь 4 лет обрывает ногти — Помощь психолога, психотерапевты, тренинги, семинары

182

Личные и семейные психологические консультации для взрослых. Очно в Челябинске, и онлайн

Поиск

Вход в систему

Подпишитесь на анонсы

Будьте в курсе предстоящих событий, и новых материалов сайта!

Онлайн консультация психолога

Вы можете задать интересующий Вас вопрос психологу. Вам потребуется пройти простую процедуру регистрации на сайте, если вы еще не сделали этого.

Прежде чем задавать вопрос, почитайте уже имеющиеся ответы по вашей теме. Возможно, такой вопрос уже задавали. Часто повторяуются вопросы о гомосексуальности и проблемах с маленькими детьми. Для вашего удобства на сайте работает поиск.

Моей дочери 4 года, ходит в детский сад с 2-х лет.

Она постоянно обрывает ногти на руках, достается и коже вокруг ногтей. Был летний период (с марта по август), когда все прошло, а в сентябре началось все снова. Никакие уговоры, наказания,запреты, разговоры ситуацию кардинально не меняют. Хватает только на неделю. По моим наблюдениям за поведением дочери в детском саду, делает она это как-бы между прочим, между игрой, бегом и еще чем-нибудь. Есть секунда — значит надо что-нибудь поковырять. Обрывает руками, а не зубами. К психологу в детском саду обращалась — безрезультатно. В садик ходит постоянно. Сначало были проблемы, а теперь нравится. Как отучить ребенка от этой привычки?

Перель Анна

Достаточно сложно найти ответ на ваш вопрос заочно, так как вредная привычка может быть одна, а причины, ее вызвавшие, разные. Я назову вам некоторые возможные причины появления такой привычки, вы ориентируйтесь сами, что вам больше подходит.

Читать также:  Можно ли с накрашенными ногтями и маникюром в роддом и почему

Во-первых, вы делаете акцент на том, что привычка проявляется в детском саду и, если я вас правильно поняла, то источник видите там же. Так ли это на самом деле? Дома это совсем никак не проявляется? Детский сад – это как лакмусовая бумажка, которая ярко проявляет все проблемы и недостатки семейного воспитания.

Привычка обрывать ногти и кожу на пальцах – это признак повышенной тревожности. Поэтому обратите внимание на следующие моменты:

  • Стиль семейного взаимодействия с ребенком – повышенная требовательность, постоянный контроль, гиперопека, высокая тревожность со стороны родителей в отношении ребенка («Ах, упал, ох, поцарапался, ой, заболеет»), строгие правила дома, требования неукоснительно их выполнять, что достаточно трудно для ребенка 4-х лет, так как у него еще не сформировались механизмы, отвечающие за волю, жесткий режим, минимум похвалы и ее надо обязательно заслужить. Таким образом, ребенок невольно боится что-то сделать не так, неуверен в себе, постоянно «грызет» себя за недостатки.
    Сюда же можно добавить низкий уровень удовлетворения потребности ребенка в тепле, внимании – это совместные игры, не занятия по обучению чтения и письму (сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошколном возрасте), совместные прогулки, свободные разговоры «просто так», эмоциональная поддержка ребенка, настрой на позитив, минимум критики, особенно неконструктивной. Обратите внимание, я не говорю об обилии игрушек и сладостей, это все неплохо, но это не главное.
  • Или прямо противоположный стиль, когда ребенок в семье «маленький божок», когда все крутится только вокруг его желаний, интересов, удовлетворяется малейшая потребность, нет никаких правил, режимов, запретов, границ. Тогда, попадая в ситуацию, где надо быть самостоятельным, выполнять правила, режим, считаться с другими детьми, взрослыми, где к ребенку предъявляют определенные требования, есть ограничения, ребенок испытывает сильный стресс, одна из реакций на который — повышение общей тревожности, нервозности, а как следствие, как внешние проявления – это вредные привычки.
  • Обратите внимание, умеет ли ваша дочь играть (например: в «Дочки-матери»), занять себя в течение 20 – 30 минут (не телевизором), насколько она общительна, самостоятельна, заводила среди сверстников, любит рисовать, лепить, вырезать, слушать сказки и т.д.
  • Вспомните группу здоровья своего ребенка, есть ли у него диагнозы неврологического характера, стоял ли ребенок на учете у невролога, может быть в первый год жизни, как развита речь (ребенок 4-х лет говорит грамотно, полными предложениями), во сколько начала говорить. Если есть проблемы с речью, обратитесь за консультацией к логопеду. Если есть или была неврология, то еще и к неврологу. Обратите внимание на сон и аппетит дочери, если есть проблемы, это тоже могут быть признаки общей нервозности.
  • Понаблюдайте, как ведет себя ваша дочка в стрессовых ситуациях, как добивается своего – плачет, просит о помощи, замыкается в себе или, наоборот, громко требует своего, умеет злиться, кричать, выражать свои эмоции – это говорит о силе или слабости характера.
  • Есть ли у вас еще дети? Если дочь старшая, то появление младшего брата или сестренки в дошкольном возрасте так же является сильным стрессом.
  • Конечно, обратите внимание на стиль воспитателя в группе, если вас что-то настораживает, обязательно разберитесь, не оставляйте без внимания.
Читать также:  Кириллица, Почему христианкам можно красить ногти и следить за внешностью

Теперь, кратко, что можно сделать.

Во-первых, начать с себя, посмотреть со стороны на свое общение с дочерью, на общение с ней домочадцев и изменить его в ту или иную сторону. Кстати, противополжный стиль воспитания в семье так же расшатывает нервную систему ребенка. Опять же, во-первых, поискать причину и начать работать над ней. Набраться терпения, чтобы привычка сформировалась нужно три недели, а вот чтобы ее искоренить, на это нужны порой месяцы.

Во-вторых, как можно меньше делать акцент на привычке дочери. Не ругать и не дергать ребенка. Отвлекать, вовлекать, не говорить об этом вслух, молча дать что-нибудь в руку, позвать играть, читая книжку, держать ласково за руку. Купить массажный мячик и давать ребенку в руки, переключая привычку с пальцев на предмет или маленькую игрушку, браслет, часы. Те же рекомендации дать воспитателю в детском саду.

Читать также:  Почему у мужчин длинные ногти

Играйте с ребенком в ролевые игры, давая возможность проявлять свои проблемы. Как можно больше учить делать руками: выкладывать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, клеить, выкладывать узоры из биссера, бусинок, пуговиц, круп и т.п.

Больше гуляйте с дочерью, ходите в лес, в бассейн – все это расслабляет, укрепляет нервную систему.

Почаще хвалите ребенка просто так, признавайтесь ему в любви, обнимайте, спрашивайте совета, просто будьте рядом (если, конечно, у вас не переизбыток этого до такой степени,что на себя времени совсем не остается).

С уважением, Анна Перель, детский психолог.